Родное, народное)
На самом деле я люблю этот праздник – Масленицу, не важно как ее празднуют, правильно ли или нет – в любом случае – это веселье и только благодаря тому, что в нашей стране все слилось (христианское и языческое), сохранились наши исконные обряды и традиции, а могли и кануть в лету (как письменность например).
Ну а теперь давайте небольшой экскурс в историю и немного фото) Ну сначала много текста
23 (24) марта (березня, березола) — в день весеннего равноденствия славяне отмечают великий праздник «Масленицы». Второе название этого праздника «Комоедица» (бел.), которые празднуют когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается приРОДа и Солнце-дитя Хорс становится юношей Ярилой. (20 марта). Возможны также варианты даты празднования: 21 и 22, а также 25 марта. Будучи сугубо языческим праздником, Масленица была принята и христианством, но не по солнечному (языческому), а по лунному календарю, потому в православном христианстве у Масленицы плавающая дата. Православные христиане отмечают Благовещенье 25 марта, кое почиталось третьими Закличками Весны). В народе говорили: «На Благовещенье Весна Зиму поборола», чему радуется всё живое: «Красна девка косы не плетёт, птица гнёзда не вьёт», и даже само Солнце «играет»; «С Благовещеньем медведь из берлоги встаёт», «Благовещенье — птиц на волю отпущенье». Знаменитая русская поговорка «Не всё коту Масленица», наилучшим образом даёт характеристику (упомянутого) благодатного времени. Будучи Великим Праздником, Масленица именуется также — Весёлой, Широкой, Честной, Обжорной и т.п. Среди великих языческих славянских праздников, Масленица — первая не только по значимости и порядку, но и в сакральной сфере обрядового действа.
Масленица — один из четырёх важнейших праздников Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию (Солнцестоянию). Согласно Славянским верованиям, о сию пору «отверзается» Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь — входит в Силу после зимы, а души предков «прилетают на птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить нас — своих потомков. Время возрождения — весеннего «воскрешения» (от «Крес» — «Огонь») Земли-Матушки и всей ПриРОДы. Сразу за Масленичной неделей следует Комоедица — медвежий праздник. По поверьям, в сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. Мужчины чествуют его особым медвежьим плясом и велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу Хозяина Леса, которого просят не драть скот и не озорничать на пасеках в течение всего года.
По одной из версий название этого праздника является одним из имён богини Лели. Подстать своему игровому имени, Леля является одной из самых многоликих Богинь, представая перед людским родом — то в облике любвеобильной девочки (аналоге Амура), то ликом бледным — нежной девушки, а на весеннее равноденствие — в пышном теле с румяными щеками (Масленицы). Сама же Масленица, как гласит Традиция — сорока бабушек внучка, тридцать братьев сестра, трёх матерей и одного отца дочка. По древнему преданию Масленица с обликом хрупким ухаживала за владениями своего Отца (Мороза), до тех пор, пока её не заметили люди — попросившие помочь им согреться, скоротать суровые будни и развеять зимнюю печаль. С наступлением весеннего равноденствия Леля нарядилась Масленицей, явилась к людям и устроила честной пир на весь Мир.
Главным яством великого праздника Масленицы является блин — в славянской языческой традиции символизирующий Солнце.
Утром люди торопятся на капище, высокое место, где подсохла земля. Возле капища на перекрёстке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи (черти, нечистая сила), принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. Это один из древнейших русских праздников — день почитания Медвежьего Бога: принесение жертвы (требы) великому Медовому Зверю.
На столы, покрытые скатертью, ставят печенье, горячие блины и пироги, овсяный кисель, меды, квасы и закуски. Угощение делится на пять частей, и пятую часть помещают на открытое место возле священного Огня, приговаривая: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок.»
Торжественно везут к капищу на соломенной «кобыле» куклу Марены (куклу вяжут из соломы и обряжают только женщины). Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс и величают богиню.
Масленица выезжает на «семидесяти сами санях» в гости к «честному Семику» (бог огня Семаргл, его священное число 7), который «бьёт челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток» (богу Огня совсем не холодно на салазочках, то есть дровах). «Честной Семик» зовёт её «во тесовый терем» (домовину или погребальную краду), где она, после того, как в «блинах повалялась» (блин — поминальная треба), сгорает на седьмой день святок. До сих пор сохранившейся обряд сжигания масленичного чучела (а там где вскрылись реки, его остатки бросают в воду) есть не что иное, как торжественные похороны богини Смерти (то есть Мары) со всеми почестями. Нельзя не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретится.
Начинают угощать друг друга блинами. Первый блин комам (медведям), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. После проводят зачин.
Возжигают Огонь. Славя богов и предков, весь славянский РОД. Посолонь (то есть по Солнцу, по часовой стрелке) закручивают хоровод, надевши личины и хари, дабы не узнали злые духи. Скоморохи показывают представление, им помогают колоброды.
Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение. Всем наливают сурью. Первую чашу сурьи жрица Марены несёт к жертвеннику. Жрица Живы выбивает эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена.
Вот уже первый снежок летит в чучело, вызывая за собой целый залп. «Марена» падает, что должно означать её «смерть». «Усопшую» со всеми почестями возлагают на погребальную краду, читая погребальные молитвы. Затем торжественно сжигают чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи: «Марена загорела, всему миру надоела!»
Заводят хоровод противосолонь (против Солнца, против часовой стрелки) и провожают сгорающую Зиму песней.
Прыгают через небольшой костёр, сложенный «шалашиком», обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту. Затем прославляют Ярилу, скатывают горящие колёса с горы в честь разгорающегося Солнца: «С горы катились, с весной воротились!»
С этого дня солнце-юноша Ярило начинает яриться, жарить. Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи. Приход Весны неумолим. Однако, хозяин леса, чьим древним именем и назван праздник, всё ещё спит в берлоге.
Комоедицы можно перевести как «праздник поедания комов» (или «поедающий комы»), особых блинов, посвящённых этому зверю. Подобный праздник в Древней Элладе назывался «комедиа» (медвежий праздник), откуда пошла античная комедия. Нужно пояснить, что современное название зверя является иносказательным («настоящее» имя нельзя произносить вслух, чтобы не призвать невзначай): «медведь» — ведающий мёд. Кроме того, оно достаточно древнее: не мёдведь, а медведь. Но и это имя прижилось, став «настоящим». После чего начало было уже вытесняться новыми иносказаниями: мишка, топтыгин, косолапый и т.п. «Ком», возможно, тоже иносказательное: медведь похож на большой шерстяной комок из-за кажущейся неуклюжести. Может быть, исконное имя содержится в названии медвежьего дома: берлога — «логово бера», отсюда берендеи?..
Начинается обряд «Пробуди». Люди, вооружившись горящими головнями, идут «будить медведя». В яме, укрывшись валежником, лежит ряженный, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого, затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья (дошедший до наших дней в виде обряда способ первобытной охоты). «Медведь» не просыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинает пробуждаться. Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью «ногу». Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль, распевая «медвежью» песню.
Поймав свою обидчицу, «медведь» пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой.
После пробудей начинаются игрища. Первая игра — городок. Девушки становятся на высокое огороженное место (городок), вооружившись длинными палками, и отбивают нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытаются ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получает право перецеловать всех девушек-защитниц.
После взятия городка начинается пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк...
«Кулачки», как и «городок», олицетворяют победу весны над зимою, масленичный столб является земным воплощением столба небесного, «мирового дерева», на котором находится Ирий, попасть туда не просто. «Ручеёк» это отголосок тех давних времён, когда, по мнению учёных мужей, в первобытном племени каждый мужчина был мужем каждой женщины, а каждая женщина была женою каждого мужчины. Как видно, время было непростое, тяжёлое. О нём монах-летописец, не разбиравшийся в таких тонкостях, написал «аки скотъ блудяху». По прошествии тысячелетий порядок восторжествовал, обычай переродился в обрядовую игру, с которой начинались первые весенние попытки найти суженных.
Это сейчас мы не видим смысла в качании на качелях (народный обряд, призванный придать силу пробудившейся растительности), но более 300 лет назад царь Алексей Михайлович Тишайший такое качание запретил.
Духи Великих Предков, незримо присутствуя на празднике, радуются месте с нами. Не угас ещё РОД славянский, как и тысячи лет назад приходят славяне на праздник, чтобы соблюсти обычай. Что есть праздник? Память человека о себе через богов и о богах через себя, очищение души от суетных забот и пустой памяти. Под взорами Неба завершается праздник, стихают песни, гаснет Огонь.
При прощании одаривают друг друга пряниками, говоря: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой». Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.
Завтра собираюсь отправиться на праздник, который у нас тут на озере организуют)) настроение улучшилось))
И мои любимые отражения))
PS: заранее прошу прощения за качество фоток)) надеюсь погода наладится и можно будет на фотосет вылезти)
PPS: собственно и диз весенний)
Всем добра!
ой, Ламичка. привет. пока не читала пост. тока фото посмотрела. и от оформления обалдела. если б не фото, не узнала бы тебя.
ты обалденная просто. уж прости, что я так.
благодарю)) не за что прощать)
Вот такие перемены)) дело движется к теплу и весне, добавили зелени)
ба! я бы не узнала)))))) диз прикольный)) как то светлее стал)))
на самом деле у меня светлые пряди, давно, но они снизу и поскольку я хожу с распущенными их не видать)) а вот в косе)) вот такие дела, раз и блондинка)
красота!!! кокетка
я так летом собираюсь по улице ходить)) ввожу в моду народное) родное)
и правильно! тебе очень хорошо)
благодарю
интересно, молодец, что написала..
красивая! и украшения мне нравятся!
спасибо, что прочитала, ибо правда многобукв, но на мой взгляд — это краткое сжатое описание традиционной обрядности, собранное из разных источников, но по мне более или менее описывающее действо))
чето меня на какие-то серьезные вещи писательские проперло, будет время обещаю еще постик написать, правда психологический больше, чем исторический)
букв много, но что-то изветсное, что-то знакомое, что-то напомнила...
пиши, если такое вдохновение пришло!
Ты просто прекрасна в этой одежде.
Диз, прямнепревычный. Подумала сначала что страничкой ошиблась.
Благодарю) я думаю любой деве пойдет такой вид, узоры яркие завораживают взор))
А че, весна — время перемен, диз мне понравился, вот теперь будет тут жить)
Завтра тоже собираюсь сходить на праздник
Спасибо за пост с легендами.
Дизайн прикольный) А как-то у тебя блог был закрыт, я уже испугалась что всё, ушла ты с ресурса. Хорошо что вернулась)
Не ушла, временно отдыхала, плюс проверяла работу статистики и ваще в целом блог настраивала)
Красивая какая)) пост интересный, с удовольствием почитала
спасибки) рада, что сил хватило прочитать)
та я люблю почитать) особенно если интересно
Красотка) Как всегда.
спасибо)) меняю образы к весне)
Во всех ты, душенька, нарядах хороша
ну фиг знает))) но пробывать интересно)
все очень красиво. Оформление блога красиво, текст написан красиво, читабельно)) ну и краса- девица конечно!
текст из разных источников, немного с пояснениями и сокращениями там, где я посчитала нужным) вообще по тому, что описано выше можно прям полноценный обряд проводить)
рада, что понравилось)
Как же мне нравится диз!!))))
И фото очень красивые, как всегда)))
Готовится к весне, ждём лета)) зелени не хватает в природе, пусть тут будет)
Согласна)))
крутейший диз))))))и ты красивейшая!!!!!!!!
Ня)) рада, что угодила)
оформление удивительное! а тебе наряд очень идет!
Благодарю)) люблю я народное и этническое)
Наряд такой прям русский красивый)) И диз клевый
За диз отдельное спасибо Darakn'e)) надеюсь она скоро весь МП облагородит)
Наряд конечно русский, на то и покупался)
Ох ты ж
Как давно я к тебе не заходила!
Это прям… Круто всё-всё-всё! И дизайн, и фото твоё в боковом блоке, и в нарядах фотографии! Ой, я прям балдею ^__^
Я щас редко пишу, но все читаю))
Рада, что понравилось) жаль наряд пока тоько дома одевала, выгулить не была возможности)
Будут летом фестивали какие — выгуляешь
Ну да) лежит с зимы, ждет своего часа)) подумываю еще чего-нибудь себе такого заказать)
А мне нравилась у тебя была какая-то чёрная футболка с вышиванкой ^_^
у меня много разного такого) но всегда надо больше-больше))
Очень интересно. Я, честно, стащила к себе на комп инфу. Очень хочется дочери задвинуть по случаю! Сама многое из этого знала, но далеко не все, конечно.
А фото просто отличные! Откуда такой прикид?
Спасибо)значит все не зря))
Наряд — это пошив одной питерской мастерской на заказ) жду теплой погоды, чтоб можно было одевать)
класс!
Браво!!! Обалденно понравилась публикация! +++++++++++++++++++1000
Благодаарю) рада, что было интересно)
какой дизайн!!
ждем весны))