Категория: Мысли

Занимательная психология

Мы сейчас на учебе по психологии много всего интересного проходим, вот задали написать реферат про формирование личности. Я достаточно быстро набрала всякого материала и зарылась в нем. Сразу много всего интересного нашлось. Ну и собственно, ближе к теме, я хочу вам сегодня показать теорию развития личности по Эриксону. Осторожно очень многобуковок))


 

Кто же такой Эрик Эриксон? Он прежде всего был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности. О которой я вам сейчас и поведаю.

Теория развития Э. Эриксона охватывает все жизненное пространство индивидуума (от младенчества до старости). Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется Я (эго)  у ребенка. Развитие Я неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний, культурным аспектом и системой ценностей.

Эриксон делил все жизненное пространство индивидуума на стадии развития личности, которые предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития Я (как говорят, на «восемь возрастов человека»). Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии.

Давайте рассмотрим их все.

Стадия 1.Младенчество.

Доверие или недоверие. (1-ый год жизни).

На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть, развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Ребенок осваивает мир. На этой стадии, как и на всех последующих, есть два пути развития: позитивный и негативный.

Предмет конфликта развития: Могу ли я доверять миру?    

Позитивный полюс: Ребёнок получает всё, что хочет и в чем нуждается. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. Самое большое доверие и привязанность ребенок испытывает именно от матери, и лучше, чтобы весь этот период он мог общаться с ней столько, сколько ему необходимо – это формирует его доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни. Постепенно в жизни ребенка появляются – другие значимые люди: отец, бабушка, дедушка, няня и т.д.

В итоге, мир – это уютное место, где людям можно доверять.

У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения со своим окружением.

Если бы маленький ребенок умел говорить, он бы сказал:

«Я любим», «Я чувствую заботу», «Мне безопасно», «Мир – это уютное место, которому можно доверять».

Негативный полюс: В центре внимания мамы не ребенок, а механистический уход за ним и воспитательные меры, собственная карьера, разногласия с родственниками, тревоги разнообразного характера  и т.д.

Формируется отсутствие поддержки, недоверие, подозрительность, боязливость к миру и людям, непоследовательность, пессимизм.

Мой опыт: Трудно сказать определенно, ибо никто из нас не помнит себя в таком возрасте. Первый год своей жизни я провела в Берлине, летом вместе с мамой поехали в Россию, к бабушке в деревню, где меня пытались неудачно крестить (6 мес. мне было), обряд так и не закончили. Ибо началась ужасная гроза и удар молнии поджег рядом стоящее дерево(церковь и постройки были  деревянными) и всё чуть не сгорело. Всем было не до меня, все спасали церковь. Кто живет в деревне, тот знает как там относятся к огню и пожарам. А поп, отец Иван, до сих пор жив, я с ним даже как-то пару раз разговаривала)) Было забавно слышать, что он так и знал, что ничего хорошего из меня не выйдет. Отказался же меня в свое время крестить, суеверные.

Думаю я была любима, хотя судя по всему у мамы на тот момент было куча заморочек и ее конечно же заботила ее карьера.

Благоприятное разрешение этого конфликта – надежда. (это то, что должно на этом уровне сформироваться)

Стадия 2. Раннее детство.

Автономия или стыд и сомнение. (1 – 3 года).

Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и  отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она  начинается  с того  момента, как ребенок  начинает ходить. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предметы и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям:

«Я сам». «Я  — то, что я могу».

Предмет конфликта развития: Могу ли я управлять собственным телом и поведением?

Позитивный полюс: У ребёнка появляется самостоятельность, автономия, вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой; закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества; вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки; воля.

Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка. В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает полную свободу, его свобода ограничена в пределах разумного.

«Мама, посмотри, как здорово получается. Я владею своим телом. Я умею контролировать себя».

Негативный полюс: Родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки); либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии.

У ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других; закрепляется чувство стыда перед другими; закладываются основы скованности поведения,  малой общительности, постоянной  настороженности. Высказывания подобного рода: «Мне стыдно предъявлять свои желания», «Я недостаточно хорош (ая)», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю», «У меня не получится»,»Я какая-то не такая», «Я какой-то не такой».

Мой опыт:  Конечно и этот жизненный период я помню плохо, но знаю что когда мне было 2 года мама и папа первый раз разошлись. Я проживала на тот момент у бабушки, которая работала воспитателем в детском саду. Кочевала от Берлина до Жуковского, то в посольском садике, то в обычном бабушкином, под ее надзором. Тогда была выявлена моя первая ненормальность – леворукость, с которой усиленно боролись. В садик меня отдали в год и шесть месяцев.

Благоприятное разрешение этого конфликта – воля.

Стадия 3. Игровой возраст.

Инициативность – вина. (3 – 6 лет).

Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины.

Это такой период времени, когда появляется совесть. В поведение ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и  что плохо.

Предмет конфликта развития: Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?

Позитивный полюс: Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках — вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры.

Негативный полюс: Если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

Реплики родителей: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не трогай!», «Не смей!», «Не лезь, куда не следует!», «У тебя все равно не получится, дай я сама», «Смотри, как мама из-за тебя расстроилась», и т.д.

Мой опыт: Тут я кое-что помню, скорее запахи. Помню Берлин с его чистыми улицами, такой идеальный и приятно пахнущий. Помню папин гараж, машину, запах бензина, различных масел и смазок, я обожала ковырятся в инструментах и запачкивала свои красивые платьеца, за что меня ругали.  Кочевание между городами продолжалось, но уже было ясно, что мама сильно тоскует по родине и вскоре мы променяем Берлин на Жуковский окончательно. Я помню последние полгода в обычном детском саду с бабушкой, мама, которая устроилась работать в школу. В сад меня приводили старшеклассники, много времени я проводила с бабушкой, жила у нее неделями. Отучение от леворукости шло своим чередом, били по рукам, когда не угадывала в какой руке должна быть ложка. В группе жестко отчитывали перед детьми, что мыл все в правой руке ложки держут, а ты неправильная. Наверное именно тогда я стала осознавать, что со мной что-то не так.

Благоприятное разрешение этого конфликта — цель.

Стадия 4.Школьный возраст.

Трудолюбие  –  комплекс неполноценности. (6 – 12 лет).

В возрасте от 6 до 12 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками.

Предмет конфликта развития: Способен ли я?

Позитивный полюс:  Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству, как со стороны родителей, так и учителей.

Негативный полюс: Родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности. В школе ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Если  он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться, то непрерывное отставание в классе развивает у него чувство неполноценности.

В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

Мой опыт: Эти года я помню отчетливо и могу кратко описать. В 6 лет я первый раз была отправлена в школу, которая была через дорогу от нашей квартиры, мама преподавала в другой школе. Меня отправили не в простую школу, а в модную, с американским классом. Не могу вам щас до конца объяснить, что это за хрень, ближе всего – свободное владение английским языком. Типо готовили дипломатов, а мои родители с дипломатическим опытом не могли упустить эту возможность.

Мой 1ый раз в 1ый класс был адом, да таким, что я запомнила его на всю жизнь. Писать у меня выходило плохо. Догадайтесь почему? Ага-ага, писала я правой рукой, медленно и коряво, не успевала за всем классом. Негативное отношение, что я тормозная. Девочка-тормоз, вот что я поняла тогда, без таланта, без чего-то там такого. Дразнили жутко. Я же немного говорила по немецки, вставляя то тут, то там обычные для разговора слова. Адаптация шла дико…Ну и в семье конфликт между родителями назревал, тогда я думала, что всё из-за меня. Непутевого и тупого ребенка, который уже на таких простых первых парах не оправдывает их ожидания.

То, что случилось со мной было закономерно и щас это я прекрасно понимаю. Я просто отказалась ходить в школу, устраивала адские истерики, прятала одежду и тп. Меня пороли, на меня орали, но мне проще было перенести все эти наказания, чем идти в школу. В итоге я отучилась до нового года, ровно половину… Пятерки у меня были только по труду, математике, музыке и физ-ре, остальное- 3ки, которые ближе к 2кам. Норм для первоклашки? Такой вот я отстой была и  ощущала себя просто ниже плинтуса.

Кто-то посоветовал маме все же забрать меня из школы и не мучить, спасибо этим людям. Письмо, которое мне вдалбливали последние мои полгода и логопед, который учил говорить, избегая слов иностранного происхождения помогли. На следующий год я пошла уже с мамой, в мамину школу в первый класс.

Мне было просто, потому что было тоже самое. Писала я как раз, как в первом классе пишут, натренировалась за год, догоняла всех. Оценки были совсем другие, вдруг стало все получаться, даже не смотря на то, что гонения на меня и конфликты продолжались. У меня появилась первая подружка, которая тоже училась два раза в первом классе. Но ее не смогли переучить, осталась левшой и мы друг друга понимали.

Младшая школа прошла в драках и в учебе, но друзья были, заклятые друзья тоже) Детский мир предпологает такую дружбу.

Средняя школа не была такой уж радужной, моим классным руководителем стала моя мама. Наш эксперементальный класс, который все предметы изучал углубленно изобиловал задротами. Я была тихим, неактивным задротом, трудно было определить девочка я или мальчик, если бы не длинные волосы, заплетенные в косу. 10-12 лет, тот момент когда девочки начинают быть девочками, меня больше интересовали энциклопедии, книги и наука.

Отношения с одноклассниками не ладились. Плюс мне еще не давали карманных денег, поэтому я не могла позволить себе на большой перемене сходить с кем-нибудь до палатки за жвачкой или мороженным. Я выбивалась из коллектива не своей яркостью и неординарностью, а своей серостью, мир же мой был всегда внутри меня.

Благоприятное разрешение этого конфликта  — уверенность, компетентность.

Стадия 5.Юность.

Эго-идентичность или смешение ролей. (12 – 19 лет).

Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения. Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, — с другой. Родители или другие значимые люди становятся «врагами» или «идолами».

Подросток (юноша, девушка) постоянно сталкивается с вопросами: Кто он есть и кем он станет? Ребенок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чем будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека? Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нем и что он сам должен думать о себе.

Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду. Это попытка утверждения структуры в хаосе и обеспечения тождественности во время отсутствия самотождественности.

Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Важная задача выхода из семьи и моральных оценок окружающих может оказаться очень сложной. Сверхподчинение, отсутствие противодействия или яркое противодействие могут привести к низкой самооценке и негативному тождеству. Другое развивающее задание включает социальную ответственность и сексуальную зрелость.

Предмет конфликта развития: Кто я есть?

Позитивный полюс: Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

Негативный полюс: Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит.

Мой опыт: Сложный возраст, старшие классы. Больше конфликтов, даже драк, насилия и агрессии. В мои 13 лет родители окончательно расходятся, развод и все последующие депрессии мамы,  которые мне приходится купировать. Наверное в этом возрасте я взяла нашу семью в свои руки, на меня лег быт, готовка и все такое. Мама из-за своего печального состояния не могла должным образом все это обеспечивать. Для меня уход папы соразмерим с потерей союзника, папа любил меня и верю, что до сих пор продолжает любить, хоть мы и не общаемся. Папа дал мне все то неформальное и волшебное представление о мире, что я имею сейчас, подарил мне верю в чудеса и всякое другое, поддерживал во мне любовь к миру, природе и животным, одновременно с любовью к технике. Я его точная копия и маму конечно это определенное время раздражало и бесило. Со школой не было проблем, учеба давалась легко. Я совмешала обычную школу с художественной и музыкальной, занималась спортом, ходила на разнообразные кружки. Мне было не до подростковых конфликтов, хотя они такие и были. С раннего детства я слушала музыку, в основном зарубежную, благодаря папе дома было кучу пластинок, а потом кассет. Сначала классика рока, потом хеви, потом уже что потяжелей.

Даже в среде неформалов, которые были в моей школе мне было тяжело найти соратников, ибо послушав качественное зарубежное, я уже не могла восхищаться Арией, не могла оценивать КиШа, Алису и прочие на тот момент популярные группы. Конечно я их слушала, что-то нравилось, а что-то нет, но фанатизма не испытывала. За что была отвергнута большинством, хотя кое-какие неказистые, как я задроты, со мной общались)) Не без этого, но их за общение со мной крайне гнобили, все было секретно. Мы все были одиночками и никак не выделялись. Все миры были внутри, снаружи была лишь школьная форма. А вещички, нежно и аккуратно сложенные дожидались своего часа на концертах.

Класс, как я уже писала был экспрементальным и я лично после школы не знала куда пойду. Дело случая, вместе с подругой в мае поехала сдавать заочные экзамены и сдала. Я хотела пойти на журналистику, но мама категорически запретила, с чем пришлось согласиться. Пошла на юриста. Хотя как потом оказалось моя работа творческая прошла бы конкурс… Но как сложилось.

Университет, полная свобода в выборе шмота и внешнего вида, вот тут я отыгралась. Меня никто не знал, что было мне в плюс, ибо моя история была слишком уж задродской. Первого сентября я явилась  на линейку в длинном кожаном плаще, белой блузке с корсетом под грудь и юбке до колена, но с адски неприличными разрезами по бокам…благодаря которым можно было лицезреть красивую ленточку чулок, если я сидела ногу на ногу.

Макияж и распущенные волосы – это моё все.

Сказать, что мой курс офигел от меня, ничего не сказать))  Это они мне потом рассказывали, что подумали) А пока я им представилась нечто средним между Зеной и Госпожой)))

Выбирали старосту и ради прикола выбрали меня, думали, что я тупарька и ваще разгильдяйка и не соглашусь, а я взяла и согласилась. Приятно, когда никто не знает о твоем прошлом)

Вы не представляете, какие были глаза у ректора, у методиста учебной части и тех, кого выбрали старостами в других группах. Я вызывающе выделялась, девочки презрительно отвернулись, а мальчики офигевши меня разглядывали. Но достаточно было один раз заговорить и шаблоны всех рассыпались, будто бы манекен заговорил. «О блин, оно  говорит! Оно может мыслить! Оно разумно мыслит. Да, чёрт возьми, я согласен!»

Университетское время –самое крутое, тут и тусовки (я правда не пьющая, я фотографирующая, за что не всегда была любима), тут и творчество и учеба конечно, но уже всё проще давалось, багажа знаний хватало и пары проходили с интересом.

Жила я уже отдельно от родителей, хотя конфликты были, самый огромный по поводу моих пристрастий в музыке и внешнему виду. Да что там до сих пор продолжается)

Благоприятное разрешение этого конфликта — верность.

Стадия 6. Ранняя зрелость.

Интимность – изоляция. (20 – 25 лет).

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни. В описании Эриксона интимность понимается как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам. Однако он говорит и о собственной интимности, то есть способности «слить воедино Вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что Вы теряете нечто в себе» (Evans, 1967, p. 48). Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака. Иными словами, для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у индивидуума было определенное осознание того, кто он и что собой представляет.

Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов. Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим, будет трудно любить; человеку, которому необходимо контролировать себя, будет трудно позволить другим пересечь свою границу; человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими; человеку, который не уверен в своей идентичности, будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.

Предмет конфликта развития: Могу ли я иметь интимные отношения?

Позитивный полюс: Это – любовь. В дополнение к ее романтическому и эротическому смыслу Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому и оставаться верным этим отношениям, даже если они требуют  уступок и самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Социальным установлением, связанным с этой стадией, является этика. По Эриксону, нравственное чувство возникает тогда, когда мы осознаем ценность продолжительной дружбы и социальных обязательств, равно как и дорожим подобными отношениями, даже если они требуют личной жертвы.

Негативный полюс: Неспособность устанавливать спокойные доверительные личные отношения и (или) излишняя поглощенность собой ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты, без проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу. Препятствуют интимности условия урбанизированного, мобильного, обезличенного технологического общества. Эриксон приводит в примеры антисоциальных или психопатических типов личности (т.е. людей, у которых отсутствует нравственное чувство), встречающихся в условиях экстремальной изоляции, которые манипулируют другими людьми и эксплуатируют их без всякого сожаления.

Мой опыт:  Прочитав Эриксона я понимаю, что у меня проблемы именно с интимностью, я правда излишне погружена в свои миры и мне не нужно никого, чтобы быть полноценно счастливой. На мой взгляд. Но я и понимаю, что блин по отношению к обществу и семье – это ненормально. Отношение с мужчинами как с противоположным полом у меня никогда не складывались, они всегда отличные друзья и товарищи, но не больше. Я вообще никогда не рассматриваю человека, как сексуальный объект, как мужчин, так и женщин. Ну и меня не рассматривали, в школе – потому что я задрот, в универе – потому что я товарищ. Но влюбиться я влюбилась, сильно, казалось, что навсегда, а человек нет. В итоге все плачевно закончилось и я поставила крест на мужиках. Женщины не были под запретом и постепенно женская дружба и поддержка, переросли в нечто большее, чем просто дружба, эти отношения были интересными, но в них было много эгоизма. Я должна была принадлежать только ей, когда я принадлежу всему миру. Это было началом конфликта, который закончился опять выбором мной мужчины, моего мужа. Не скажу, что у меня просто складываются отношения, скорее сложно. Наверное из-за того, что предыдущие стадия развития были ни к черту.

Благоприятное разрешение этого конфликта – любовь.

Стадия 7. Средняя зрелость.

Продуктивность – инертность и застой. (26 – 64 лет).

Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью — на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Таким образом, продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. 

Предмет конфликта развития: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

Позитивный полюс: Важным моментом этой стадии является творческая самореализация, а также, забота о будущем благополучии человечества.

Негативный полюс: У кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт. Трудности в «производительности» могут включать: навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребенком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощенность.

Мой опыт: иногда я чувствую себя намного старше своих лет, видимо из-за того, что Эриксон описывает в этой стадии. Получается я похватала того и того из разных стадий? Крайне интересно)) В итоге, время покажет)

Благоприятное разрешение этого конфликта – забота.

Стадия 8. Поздняя зрелость.

Эго-интеграция (целостность)  – отчаяние (безысходность).

(После 64 лет и до завершения жизненного цикла).

Последняя психосоциальная стадия завершает жизненный путь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Практически во всех культурах этот период знаменуется более глубоким возрастным изменением всех функций организма, когда у человека возникают дополнительные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье; появляется уединенность, с одной стороны, с другой – появление внуков и новых обязанностей, переживания по утрате близких, а также, осознание преемственности поколений. В это время фокус внимания человека сдвигается на свой прошлый опыт, нежели на планирование будущего. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго.

Здесь круг замыкается: мудрость и принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи и называются у Эриксона одним термином — integrity (целостность, полнота, чистота), т.е., чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.

Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «Мудрости прожитых лет». И в то же время он отмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти» (Erikson, 1982, p. 61).

Предмет конфликта развития: Доволен ли я прожитой жизнью? Имела ли моя жизнь смысл?       

Позитивный полюс: В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Здоровое решение выражается в принятии собственной жизни и судьбы, где человек может сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Остается интерес к жизни, открытость людям, готовность помочь детям в воспитании внуков, участие в  оздоровительных физкультурных программах, политике, искусстве, и т.д., для того, чтобы  сохранить целостность своего «Я».

Негативный полюс: Кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние,  ощущение безнадежности, человек чувствует, что его бросили, он никому не нужен, жизнь не удалась, возникает ненависть к миру и людям, полная закрытость, злость, страх смерти. Отсутствие завершенности и неудовлетворенность прожитой жизнью.

Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования (приписывание другим своих ощущений, эмоций, мыслей, чувств, проблем, и т.д.) на внешний мир. Касаясь случаев тяжелой психопатологии, Эриксон предполагает, что чувства горечи и сожаления могут в конце концов привести пожилого человека к старческому слабоумию, депрессии, ипохондрии, сильной озлобленности и паранойяльности. 

Благоприятное разрешение этого конфликта — мудрость.

Как бы не было сложно, что бы не было в вашей жизни, надо всегда стараться быть добрее, чем ты сейчас есть!

 

Ну собственно, всем добра! И спасибо тем, кто осилил столько многобуковок)))

Обсудить у себя 12
Комментарии (23)

Не смог бы так разобрать себя

минутка самокопания)) надеюсь было интересно почитать)

Дааа.

А я не так уж и люблю копаться в себе — основное знаю и ладно.

мне подобное помогает понять ситуации, которые со мной в жизни происходят, а со временем, буду перечитывать и анализировать изменился или нет взгляд на события)

ооочень инересно было почитать узнаь что-то в себе)) соспоставить, полезная статья, но пока дочитала глаза устали ужасно, зеленое слилось с зеленым))

а мне по этой теме реферат писать)

да вот тоже думаю цвет пересмотреть, надо белым попробывать шрифт сделать)

пока реферат напишешь еще что-то нароешь интересное)) так что делись если что, я такие самокопания обожаю)

Меня эта психологическая теория вгоняет в тоску. Вот что делать, если тебе уже 26, а что делать с жизнью не понятно? И самое противное, что активно что-то менять не хочется, все кажется бессмысленным.

Разбираться что и на каком этапе было упущено и как можно это компенсировать)

Очень много, но прочитала с удовольствием и интересом, примеряя к себе и своим детям. 

Мне нравится, когда человек так последовательно и глубоко может покопаться и разобраться в себе. Вот у тебя получается это сделать логично.Только один вопрос: а не хотела ли ты себя исправить на каком-то уровне развития? Стать как все или хоть немного адаптировать себя к обычным представлениям о жизни? Хотя вопросов много..

Мне тоже трудно читать в новом дизайне, но выход нашла: выделяю и читаю...)

 

 

Ответ прост, нет не хотела, потому что все, что происходило в прошлом и сделало меня настоящую, а измени я что-то, меня нынешней уже бы и не существовало. Со временем адаптируешься конечно, это разум двигает такими стремлениями, учишься лукавить и притворяться, играть роли, но я бы не сказала, что мне это нравится. Мне больше всего нравится быть свободной, что для меня значит быть собой.

По поводу диза, подбираю оптимальный цвет сейчас)

средняя зрелость 26-64 г.

черт… какие мы все уже зрелые, оказывается)

 

по мне так кто-то мудрости в 26 достиг, а кто-то и после 64 туп и глуп… возраст и мудрость у меня идут вразрез… но в теории все так, как описывает автор. На то она и теория, чтобы быть идиалистической)

поэтому данную теорию и нужно принимать во внимание лишь как одну из множества теорий.

кстати о мудрости. я почти не встречал действительно мудрых стариков. 

в своей жизни я встречала только два человека, которые в почтенном возрасте были мудры) и конечно это одна из множества теорий, я о ней рассказала лишь потому что пишу реферат) интересная же)

конечно интересная. я и не спорю)

А что аффтор говорит про исправление косяков? Нет, конечно логично, что это дело из стадии в стадию дает о себе знать, но все же. Смотрю и какой-то тлен, безысходность и социопатия… чинить то это все как?

Автором дается методика терапевтического воздействия, в зависимости от того на какой стадии был косяк, всё что на начальных этапах увы непоправимо. Но человека можно научить с этим жить и возможно даже использовать себе во благо.

Это было интересно прочитать, потому что я так и поступала со своей жизнью. У меня же на ранних стадиях косяки. А щас использую всё во благо себе.

Значит и тут нет волшебной фразы ( Впрочем, надо еще подумать малесько. Мниться мне, что там аж 3 (а может и больше) разных подслоёв по состояниям… мда, коряво получилось высказать. В том смысле что во благо себе это несколько не то же самое, что принять себя как есть, а это в свою очередь не является положительной реализацией на этапе. И все это не обязательно вызывает дискомфорт, тобишь самоопределяемые симптомы, которые хочется исправить.

Чтобы во всем этом разобраться, надо в такие дебри психоанализа залесть — мама не горюй)) Всё конечно логично, конечно многослойно и неоднородня для каждого отдельно взятого индивидуума.

Но при желании и работы над самим собой по его теории из любого выйдет толк.

Автор сам не без греха, переживал кризисы, имея нордическую внешность, был евреем и учился в еврейской школе. Позже был непонят за то, что при такой внешности исповедует такую религию, никто не видел в нем еврея. А дело было в том, что его мать до последнего скрывала от него его происхождения и данные родного отца. Интересная судьба была, интересная теория родилась)

Кошмур )

На второй день дочитала наконец!)) Но это было интересно! 

И главным образом из-за твоих вставок о своём опыте. 

На то и был расчёт) ну про свой опыт в рамках этой теории написать)

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутить просмотры
Lamia
Lamia
сейчас на сайте
Родилась: 13 Января
Читателей: 382 Опыт: 388 Карма: 0
Я в клубах
Неформальный образ Администратор клуба
Теги
10 фактов 123 123 флешмоб 123флешмоб 1 апреля 1 марта 1 сентября 2015 2016 2018 2019 2020 2024 22 сентября 23 23 февраля 30 дней 30 дней арта 3 года 5 день 6 день 9 мая 9фото apple pencil black and white bullet cstb cstb 2015 floresan folk summer fest folk summer fest 2014 folk summer fest 2015 fsf2015 mp occult satan tubler август авиасалон автобус автошкола ад академия проклятий акварель аквариум актеры активности акунин алиэкспресс алкашка алкоголь аллергия анализ аниме апрель арт архетип архив аудиокнижие бабочки балтийское море баня барабашка барби бассейн бедные родители белая кожа белки белоснежно белый лен бессоница билеты бисер бисероплетение благотворительность бледность блины блог боке болею боровской курган бред бредовое будни будущее буква к букет бургер быково быт важность валентин вднх в дороге вдохновение ведьма ведьмично ведьмы велик велосипед венецианская маска вера вернулась весело веселое весна весна 2016 весна идет вести с полей вечер вечеринка вечная память вещи взрослые видео винный погребок вино виски вкус вкусно вкусняхи владимир владимирская область властелин колец вместе внешность возвращение возраст волшебное волшебный лес волшебство вопрос вопросы воспоминания впечатление вредные привычки время все тут вспоминаем всякая фигня всякоразно выбор выжигание выжигание по дереву выставка выставки выходной выходные выходный галактика гаражное гардероб гармония гарри поттер геймплей гербарий гербарий своими руками гермиона гиацинт гики гиф гифки глажка говорящая доска год годовщина годовщнина голубь валера город городец горы гости готика готовимся готовка готовлю готовые готовые изделия готовые работы гп гриб грибочки грибы гроза грузия грустный стих грусть грязь гумилев двойные стандарты дебилизм девушка дегустация декабрь дела дела огородные дела текущие день день 1 день 10 день 11 день12 день 12 день 13 день 14 день 15 день 16 день 17 день 18 день 19 день 2 день 20 день 21 день 25 день 26 день 27 день 28 день 29 день 3 день 4 день 5 день 6 день 7 день 8 день 9 деньги день матери день победы день рождения день рожденье день святого валентина депрес депресс деревенские истории деревня деревья держимся десятка дети детские фотки детство диета дизайн дизайн ногтей дневник дневники дневниковое дневник снов дни добро доброе утро дожди дождик дождливая погода дождливо дождливое дождливые дождь до и после дом дома дома уютно дорога дороги дорожное доска духов досуг др дракон драконы древние записки древние славяне дреды дриада дриады другие миры другой мир дружба друзья дсв дуб думаю думки думы дура духи душа души егэ еда ежедневник елка елки елочные игрушки естественность еще один день ёлка 2017 жара желания женская дружба женщина женщины животные жизнь жуковский забавно забота о себе завтрак загадочно загар задание задание 1 задание 2 задание 3 задание 4 задания задродство закат закаты зал заметки занятия занятость запахи записи записки запретные темы звезды звёзды зеленое настроение зеленый пост зелень зеркала зима зима 2017 зимняя прогулка злаязая злость злюсь знания значение золотая осень игра престолов игры идеальный цвет лица идея изба-читальня измайловский кремль измалово изменения из рассказов именниный торт интелект интересно интересное интересности интересные речи интернет искусство истории история история семьи источник итог итоги 2018 итоговый коллаж йоль казань как было как выбрать как сделать гербарий своими руками как снимать ночное небо калина калининград каникулы капли карма картинки картиночки карты карьера каток католическое рождество кино класс клип ключ книга книга проходца книги книжки кожа колдовство колечки коллаж коллекция коловрат кольца кольца власти коляда комиксы комоедица компы конец конкурс концерт коньки короновирус корсет косметика космос косплей костер кот котики котмиксы котокомиксы котоняшности кот степан коты кофе кошка красиво краски красноухие красноухие черепахи красно-черное красный красота красота природы краш крема кремль крокус экспо круг знания кто я кукла куклопост купаюсь курган курение кусково легенда легенды ледяной дождь лес лесное лесное озеро лето лечусь ликёр лимон лимонад листва листья лицо личное ловец снов лошади лужи луна любимые книги любите этот мир люблю люблю природу любовь люди люди дебилы люпины магазин магия май май 2020 майские праздники макияж макро макс макс 2015 малина мама мандала маникюр манипуляции манипуляция маразм маркеры маршрутка маршрутки маска масленица матрешки медовик меж мирами мезенская роспись мезень мемасики мемы метафорические карты мех мечты мир миры моих снов миры снов мир эльфов мне интересно мнение многобукв мобильные фото мое сердце моё-моё моё сердце мои выходные мои дни мои миры мои сны мои фото мой бред мой город мой день мой край мой сад моменты монодиета море моржую мороз москва моя жизнь моя семья мп мрачные пейзажи мужчина мужчины мужчины и женщины музей попова музыка мурзик муром мусор мы готовим мысли мыслии мысль мятная сказка набережная надо помнить надпись напитки народная роспись народное народный промысел нарц наряд насекомые наследие предков настроение на телефон на фотоаппарат начало наше время наши закаты наши планы наш лес наяда нг небо невеста неделя недосып неестественность незапланированные выходные нейларт нейл арт нейросеть не люблю немного депресса ненависть нет рабам неувереность неформальность ни о чем новогоднее новогодние фото новое новорождествено новости новые книги новый год ногти ночной город ночь ночью ноябрь облака области тьмы обнимашки обновки обо всем обо всём о боге обо мне обработка образ образование обрывки снов обучение общественный транспорт общество обыденное обыденность обычно обычное обычный вечер обычный день о вечном о всяком огоньки огород огурцы одежда один день одиночество о жизни озеро о злости оккультизм октябрь омен о музыке он и она онлайн оракул фей орган осень оставайся дома осуждение ответы отдых отдыхаем отдыхаю отзыв открытки отношения отпуск отражения очень холодно память папоротник парк пасмурно пейзаж пейзажи пеньки первая запись первый класс первый раз первый снег перевод переживание перемен перемены песня песочный человек петух печенье пиво пикник писанина питер питьевая пишу план планирование планшетное планы плету плохой плохой день плюшки повседневное погода подарки подарок подарочки подготовка поездка поездки позитив покупки покупочки полезно полумрак полярный помидорки помидоры помогите понедельник пора в отпуск портрет посади дерево после последний раб день после дождя пост посылки поход походцы похождения похоронные обряды похороны похудеть почта почта россии правда правда жизни правдаложь праздник праздники праздничное практика преподавание приветру привет.ру приветствие привычки приключения прикол приколы пример природа природа фото пробки пробуждение про время про выходные прогулка прогулки продавцы про дружбу про друзей проза проклятье про любовь про меня про мой день про мужчин про питание про подруг про семью просто так профилирование проходцы прошлое прошлые жизни психологическое психология птицы птички пусть будет пусть сбудется путешествие путешествия путшествие путь пятница пятница13 пятница 13 пятницачетверговая пятничное работа рабочее рабство равноденствие радуга разбор развитие раки рассказ рассказы рассуждалки рассуждения растения расчет раша резкий выход река реклама реконструкция религия ремонт ретро рецензия рецепт рецепты решение рис рисовально рисовальное рисовальный флешмоб рисование рисунки рисунок рисую риторический вопрос род рождество роза розовый розы роковые женщины романтика ромашки роспись роспись по дереву россия русунок русь ручная работа рыбалка рыбки рыжие сад салют самайн самолеты сатана сборы свадьба свастика свечи свидание свияжск свобода своими руками связьэкспоком святки сегодня сейлор мун сельдерей семимирье семь миров семья семя жизни сентябрь сериал сериалы серость сессия сила твоя силуэты символика символы синее систиматизация сказка сказки сказочно скейч скидки скоро скоро выходные скучно славяне слова слушаю смешно снег снежно снежное снимаю ночное небо снуд сны события совет солнечно солнечные дни солнце солнцезащита солнышко сон сообщество соседи спасаем розы спать список тем по дням спор спорт спутанные мысли средневековый стиль старение старое старость старые игрушки с телефона стеллаж стериотипы стиль стих стихи стихия стихотворение странные вещи стрекоза студенты суббота суздаль сумеречные драконы сумка суп суперлуние счастье счатстье таро татту тбилиси творчество те кто нравятся текущее телефон телефонное телефонные телефонные фото тело тема темная мать теория идентичности тепло теплые деньки техника типичный день тиран толкиен торт торт медовик тоска трава трактовка транспорт тревога тренировки третьяковка три года трудовыебудни туман туфли тыква тюльпаны удача узоры уиджи украшение украшения улыбки умная у озера упражнения урожай урок усадьба быково усталость устаю утренние аффирмации утро учеба учебные дела учёба учителя учу уют уютно фантазии фата февраль феи фентези фествеваль фестиваль фестиваль реконструкции фея философия фильм фиолетовый флеш флешмоб флешмоб123 флешмоб 123 флешмобное флоресан фолк фолк фест фотик фотки фото фотоаппарат фотографии фотографирование фотографирую фотография фото на телефон фотоотчет фотоохота фотопрогулка фоторепортаж фотосессесия фотосет фото-челлендж фотошоп фрики фш фэнтези хаос хваст хвасты хеллоуин хеллувин хобби холод холода холодно холст хорошо хорошо и плохо хотелки хочется быть дурок хочу хрень хроника худею хэндмейд цацки цвет цвета цветение цветочки цветы цитата чай чб чеклист чеклист осенний через 10 лет череп черепашки черно-белое черно-белые чёрно-белое читаем читальное читаю чтение чтобы помнили что меня злит чувства чудовище шалости шарлотка шарф швейная машинка шиповник шкаф школа шмотки шопинг шутки экзамен эльф эльфийское эльфик эльфы эмоции эпиляция этапы этническое это важно это норма это россия юмор юморок я я вернулась я готовлю язычество я люблю январь я пишу ярко ярмарка я скучаю я слушаю я смотрю
все 73 Мои друзья