Рисовальное. Мезенская роспись.
Наконец-то я закончила читать личные дела моих будущих деток, все вроде норм, но на бумаге обычно пишут одно, а в реале другое, скоро познакомимся))
Грозы и дожди, которые щас стали идти постоянно вдохновили меня на творчество, я продолжаю рисовать по своему флешмобу, скоро выложу работу и взяла еще один, который называется Русское Лето и проходит в инсте. Темы марафона — русская народная роспись.
День 1 — Мезенская роспись.
Давайте немного из истории (многобукв, инфа из инета)
Река Мезень, которая протекает в Архангельском крае, дала название удивительной по своей красоте и самобытности русской росписи – мезенской.
Росписью украшались предметы быта, интерьера, посуды.
Помимо домашней посуды и утвари мезенскими орнаментами были украшены сверху донизу волнистыми линиями и горизонтальными прямыми, спиралевидными завиткам и многочисленными штрихами прялки.
Как появилась мезенская роспись, откуда взялись необычные узоры и орнаменты – современные учёные-историки однозначно сказать не могут. Однако архаичность символов, подводит к мысли о том, что сутью являются древние мифы, знания, составляющие основу мировоззрения наших предков, живших давным-давно на севере.
Вот это мифологическое мировоззрение, поступающее сквозь тысячелетия, проявляющееся в орнаментах и узорах мезенской росписи, и является для нас ценным.Поняв его суть – можно открыть те знания, и почесть те послания, которые вложили наши предки в окружающие их, бытовые, простые, казалось бы, предметы.
И вместе с тем, в мезенской росписи много загадок. При кажущейся простоте в наборе и чередовании красок (основных цвета два – красный и чёрный), глубинный смысл весьма значителен. Даже в современном толковании, красный цвет символизирует жизнь, огонь, кровь, радость. Черный же цвет – смерть, земля, космос, печаль. Ну а что же сокрыто в узорах и орнаментах?
Каждая деталь узора мезенской росписи глубоко символична. Каждый листик и квадратик, ромбик и веточка, птица или зверь — всё находится именно в том месте, где должно быть, для того, чтобы передать нам послания огня, земли, ветра, и воды, которые вложил в затейливый орнамент древний творец-художник.
Давайте разбираться вместе.
Прежде всего, следует отметить, то узоры мезенской росписи имеют три уровня (яруса), что перекликается с расположением узоров вышивки на древней одежде наших предков. Это символизирует три мира: нижний (подземный, скрытый), средний (наземный, наш мир, проявленный) и верхний (небесный мир богов).
Интересно, что в мезенской росписи верхний уровень предназначен для птиц.
На средних и нижних уровнях изображаются кони или олени.
Образ коня связан с землёй — источником жизни (конь помогал пахать землю, улучшая её плодородие), В то же время, символ коня у русского народа является неким оберегом от тёмных сил (вспомним конёк на крыше избы) и талисманом на удачу (конская подкова на входе).
Образ оленя у многих народов связан с небесами. Рога оленя часто символизируют Мировое Древо (Древо жизни). В рогах своих олень может переносить Солнышко туда, где оно необходимо, где его ждут после долгой северной зимы. Поэтому, культ оленя у малых северных народов до сих пор сохранился. Удивительно, но связь оленей с небесами сохранилась даже в западной цивилизации. Вспомним, летящего по небу в санях с оленьей упряжкой Санта-Клауса.
Уровни миров в мезенской росписи разделены горизонтальными, богато орнаментированными полосами. Элементы таких орнаментов, часто используются в мезенской росписи. Если говорить о семантике простых мезенских орнаментов, то не вызывает сомнения, что знаки символизируют собой первоэлементы – стихии огня, воды, земли и воздуха.
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (вспомним даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
В фольклоре многих народов реки и моря разделяют миры живых и мертвых, естественный и сверхъестественный миры — в этом проявляется символизм воды как переходного состояния. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, значит, вода являлась для наших предков источником самой жизни. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первоэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом. Знаки земли в мезенской росписи
Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений.
Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.
Что касается техники и технологии росписи, можно отметить только ту характерную особенность, что роспись наносилась на негрунтованное дерево либо кисточкой из человеческого волоса, либо пером глухаря или тетерева, либо специальной деревянной палочкой (тиской). Затем на художественное творение наносилась олифа. Это способствовало образованию защитного слоя, одновременно придавая творению золотистый цвет.
В настоящее время техника и технология мезенской росписи сохранились в основном — разве что чаще стали применяться современные кисти. Однако, глубинное отличие современной мезенской росписи от старой ощущается. Дело в том, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как, в нынешнее время, ею занимаются, в основном, женщины.
Вот такой получился экскурс в историю, надеюсь вам было интересно читать) А теперь давайте я вам покажу, что у меня получилось на эту тему.
Получилось конечно не совсем традиционно, да и каноны не везде соблюдены, но я рисовала, что хотела, вкладывая свой смысл во все и свое понимание, процесс мне нравился, а это главное)))
Всем творческих успехов!
было интересно почитать)
Рада, что понравилось) будет целая серия постов про русскую народную роспись)
с удовольствием почитаю)
очень познавательная инфа А рисовала чем и на чём?
Бумага альбомная, размер 9х9см, лайнер и гуашь)
Я ваще что-то гуаш начала осваивать, нравится бархатный эффект, который она создает)
потом освоишь лепку из глины, ну или из дерева будешь резать, и займёшься росписью на продажу
леплю я хорошо, я в художке училась) по дереву резала тоже когда-то, но что-то очень простое))
на вряд ли я буду этим заниматься на продажу, времени много отнимает...
а вот не зарекайся Мало ли, эксклюзивчик какой на заказ за хорошие денежки
Моя перспектива — это в школе вместе с детьми на конкурс игрушки росписывать))
или на ярмарки
ну так, это уже опробывано) да и нравится мне благотворительность)
Я скажу больше, это ваш потолок.
Я рада, что вы оставляете за собой право судить, где мой пол и потолок. Вообще уважаю людей, что смыслят в строительстве))
Никто не будет покупать работы этой ущербности...
На кухне родителей висит держалка под дощечки и кастрюльки в этом стиле. Уууу, как она меня подбешивает. Но функциональная.
А чего подбешивает?)
Я вообще узоры не люблю. Я люблю все однотонное. Узоры если беру — то чтобы грязь была незаметна.
Какой ты идейный)) а мне нравятся узоры в сочетание с чем-то монотонным)
Я устаю от пестрого. Генетическая память требует простого, тяжелого и надежного. Ха-ха-ха.
Помню черные резные шкафы и комоды. Они были именно черные с очень сложной замысловатой резьбой. И огромный дубовый стол. Тоже черный. Белые скатерти, салфетки, черная мебель. А роспись в доме — цветы максимум.
А у меня была роспись и резьба по дереву… а еще помню у нас соседка была, увлекалась всем африканским, тетенька тогда была средних лет и мы к ней ходили по телефону звонить, телефон то тогда не у всех был. Так вот у нее все было в африканском стиле и маски на стенах, кругом статуэтки деревянные, простая мебель на которую были накинуты пледы в африканском этническом стиле. Она росписывала обычные комоды советсвие точечной росписью, смотрелось круто, но странно. Еще она ходила в такой чадре на бошке, как в сто полотенец завернутая))во))
У меня тоже была знакомая, увлекающаяся Африкой. Увлеклась до негретенка)
У меня обычно так не перекликается)) Мне может нравятся кое-какие африканские мотивы, мексиканские и прочее, но толкнуть меня на спаривание с их видом, нет.
Как-то высокомерно прозвучало, будто я себя арийкой какой-то считаю))))
Ну, а чего тут такого? Я ариец и есть. Индус? Стандартный. Нет, валириец.
Вообще не люблю Африку. Все бесит.
Вицлипуцли тоже.
Мне приходилось по прошлой работе сталкиваться с неграми, не хочется считать себя расисткой, но так и есть… мне они не с фига не нравятся, запах, мимика, лицо — все одним словом.
И я уверенна, что никто не обязан любить людей другого вида, тебя любить не обязаны и ты не обязан. Кошечкам не нравятся собачки)))
Вот именно. Генетическая несовместимость. Бывает так. Запах — одно из свидетельств. Когда нравится — то нравится все.
Меня от их запаха вообще может стошнить.
Про тошноту аналогично)) Приятно осознавать, что я не одна такая, а то моя коллега считала, что я ненормальная, что я себе придумываю и они не воняют как немытые кони.
Вы просто ущербная, смиритесь...
И ни один африканец не посмотрел бы в вашу сторону...
И не надо на меня смотреть)) Вам кстати тоже не рекомендую
Сама пробовала рисовать подобное?))
Ну да, последние 4 фотки в посте это то, что у меня получилось)
Здорово)))) Надо будет попробовать)))
Ты вот все обещаешь что-то нарисовать, а пока не видно. Времени не хватает?
Трезвости
Так надо завязывать с алкоголем, так и спиться недолго.
в этом то и беда
трудно просто не пить?
Не пить просто когда нет денег, компании и повода.
Я могу))
Я тоже
Много нового узнала, спасибо, у тебя всегда интнресно
ну мы стараемся)
Написано интересно, но с эстетической точки зрения — роспись не впечатляет. Сочетание светлого дерева и красного цвета как-то выглядит непривлекательно. Да и сами узоры не нравятся.
А мне наоборот нравится, когда без золота, будто шифр какой-то читаешь) настоящая роспись делалась же со значением, с посланием… а это прикольно)
Красный с черным круто смотрится на белом листе, на дереве красный теряется что ли.
Красиво! Умничка)
Спасибо))
Я не люблю росписи и узоры. Они мельтешат.
На вкус и цвет
Мне нравится гармония, когда перебор — это брр)
Про вкус и цвет правда. Вообще узоры, как таковые, неплохие. Но вот именно роспись почемуто всегда вызывала у меня неоднозначные чувства.
Эту роспись я воспринимаю, как послание)) мне приятно смотреть и пытаться расшифровать, эстетика на втором плане)
Единственная роспись которая мне немного нравится — это гжель. И то скорее всего из-за того что она синяя.
Гжель я думаю тоже будет в конкурсе, поэтому попытаюсь изобразить в скором времени)
Меня кстати, когда я еще в школе училась звали в Гжельское художественное училище, ну типо техникума, у нас г. Гжель рядом… там какая-то моя тарелка в конкурсе детском победила)))
Талантливый человек — талантлив во всем.
Как модно сейчас причислять себя к славянистам или родноверам, пытаться изобразить что-то народное… Бесполезные потуги...
Вы мне очень нравитесь, так прям метко говорите, я тащусь)
и верно — зачем пытаться? это бесполезно. давно пора забыть свои корни и впитывать истинные западные ценности. И вообще пытаться чтото делать — это ерунда. Или получилось с первого раза или надо сразу бросать.
Не понимаю я этой увлеченности родноверием и причислению себя к некой белой расе… Судя по фотографиям родителей тетенька должна быть еврейкой, а на селфи смесь бульдога с носорогом, что говорит нам о пластике лица и неудачной ринопластике… По этому женщина с тутошних фото скорее всего иностранка...
И странно, что с таким имиджем, мне кстати непонятно кто она гот, панк, металистка, реконструктор? Ещё и пытается строить из себя что-то патриотичное...
Если у запада есть что-то лучшее и хорошее почему это не перенять?
Русские всегда будут свиньями, нравится быть в дерьме и считать себя королями...
А, ну тогда да, все верно.
а еще круче копать моря и строить стены… ты хохлушка… должна понять)
Прочла утром, а вчереом мне брат присылает: