Категория: Мысли

Похоронные обряды древних славян...

Навеяно рассуждениями о язычестве. Решила опубликовать кое-какие материалы, собранные мной.


Всегда была интересна история в ее различных проявлениях. К сожалению историю всегда пишут победители и в силу этого на протяжения многих веков всё, чему придерживались наши предки искоренялось, разрушалось в попытке предать вечному забвению традиции и историю великого славянского народа. Кому интересно, читаем дальше(много букв).


Похоронные обряды древних славян это довольно сложная тема, по которой написана не одна книга. Воочию никто из нас не видел, как это происходило, но на наше счастье осталось немало свидетельств тех событий. Это свидетельства и иностранных авторов, которые посещали далёкие северные страны, населённые языческими народами, и христианских летописцев, а также народные сказания и былины, раскопки археологов. Всё это даёт нам право с какой-то степенью уверенности говорить о том, что мы знаем, как это происходило у наших предков.

 Славяне которые жили на просторах древней Руси, были огнепоклонниками. В связи с этим фактом, большинство похоронных обрядов — это трупосожжение или кремация. Считалось, что при помощи огня, который взметается на большую высоту (а костры для кремации зачастую были очень большими), душа попадала прямо в царство мёртвых. Также важным атрибутом на похоронах была лодка. Это связано с верованиями и мифологией славян, где говорится о том, что в ином мире, в Нави, душа умершего должна пересечь реку Смородину, что бы попасть непосредственно в то место, где ей и должно оказаться. В некоторых преданиях мы можем встретить, что душа пересекает реку по Калинову мосту, но всё же покойников сжигали именно в лодке. Кстати, стоит сказать, что современный гроб для погребения — это именно видоизменённая, упрощённая лодка, традиция хоронить в которой пришла к нам из глубины веков. 

 

Попытаемся представить, как же выглядел такой обряд. Возьмём для примера похороны обычного человека. К самому костру умершего человека доставляли либо на санях, либо в ладье, лодке. Для проведения ритуала сожжения выкладывался костёр, который называется Крада, в виде прямоугольника, высотой по плечи человека, иногда ниже, иногда выше. При этом использовались берёзовые или дубовые дрова, либо все вместе. Берёза, кроме того, что является священным деревом, как известно ещё и очень хорошо горит, а дуб является Божественным деревом, деревом Перуна, что придаёт похоронному обряду особую значимость и покровительство высших Богов оставившей тело душе. Внутренность крады набивается соломой и ветками, что бы огонь мог легко воспламениться и поджечь дрова. Рядом с покойником, которого кладут в центр на специальном настиле, либо в настоящей лодке, либо в импровизированной лодке, кладут поминальную еду, необходимые в загробном мире вещи, амулеты и обереги. В погребальный костёр часто клали крылья птиц, что бы помочь душе взлететь на небо. Судя по многочисленным раскопкам, количество и разнообразие предметов, которые кладут рядом с покойником, различаются в зависимости от племени и места обитания, так что не будем на этом зацикливаться, так как получиться очень долго и довольно скучно. 

 

Краду с умершим поджигает жрец или волхв на закате дня. То, что кремация происходит на закате, также очень символично. Во-первых, закат дня, как и закат жизни. Во-вторых, по верованиям древних славян, солнце на ночь уходит в загробный мир Навь и тем самым забирает вместе с собой душу умершего человека. В-третьих, считается, что на закате душа может увидеть свет заходящего солнца и в принципе понять куда ей держать путь. По периметру костра выкладывалась ограда со снопами сена, которую также поджигали. Есть два варианта объяснения горящей ограды: 1. Так славяне закрывали пламенем тело сгоравшего в костре от взглядов; 2. Горящая ограда бы ещё и оградой в сакральном смысле, которая разграничивала мир мёртвых и мир живых и была аналогом легендарной горящей реки в ином мире. Так же отмечается, что вместе с телом человека сжигали тела домашних животных и диких — птицу, медведя, зайца и т.д. 

Во время сжигания читаются специальные ритуальные молитвы и песнопения. Проводились Стравы — пир по умершему, и Тризны — похоронные ритуалы и боевые игрища. Поднявшийся к самому небу огонь означает, что душа человека поднялась в Сваргу и оставила на земле только свои останки. После того, как огонь прогорит (либо с утра), люди собирают кости и пепел (хотя, к примеру, северяне не собирали останки, а насыпали сверху холм, на котором устраивали тризну) в глиняный горшок (горшок для еды или в специальную урну) и ставят в специальной «избушке на столбе», импровизированном маленьком домике на высокой палке. Некоторые описания сего действа опускают упоминание избушек и говорят о том, что сосуд с пеплом ставили просто на столб у дороги. Такие избушки с останками ставились на пути из селения к закату солнца прямо по дороге. В некоторых районах России обычай ставить домики прямо на могилах сохранялся аж до 20 века. Некоторые исследователи, например В. 3. Завитневич, находят и указывают на то, что столбы с урнами ставились и на самом месте сожжения.

Помещение праха умершего на столбах является данью традициям и поверьям. Так, столбы считались границей между живым и мёртвым миром. Возле этих столбов оставлялась посуда, которая использовалась во время похоронного обряда. Рядом с этими столбами или прямо на столбах обитали сами души. Что бы им было удобно и уютно, у домиков с прахом имелась крыша. Даже когда людей стали хоронить в земле, на кладбищах всё равно ставили столбы с крышами, затем они сменились христианскими  крестами, на вершине которых ставились крыши, что можно и сейчас видеть на старинных кладбищах и могилах которым не одна сотня лет. Сейчас такой традиции нет, а ставится просто голый крест. В некоторых местах такие постройки называются — Голубец, из других источников мы можем понять, что надстройка называлась Бдын.

 

 

Домовины на столбах выглядели примерно так: деревянный срубный домик размерами 1.5 на 2 метра. У него была двухскатная крыша с маленьким оконцем. Четвёртой стены в домине по видимому не было и делалось это для того, что приходящие на поминки/поминовения, могли ставить внутрь приношения. Надо признаться, что именно такой способ захоронения принёс современным учёным массу проблем, так как от них практически ничего не осталось. Они сгнивали, разрушались от времени или  уничтожались другими народами, которые прибывали на новое место жительства, вытесняли или заменяли коренных жителей. Для них чужие предки казались враждебными, поэтому их просто сносили. Если подземные могилы-захоронения выкапывать вряд ли кто бы стал в силу разных причин, начиная от простой — трудозатратной и заканчивая суеверными, то снести столбы, сжечь или отвести подальше от селения не представляло никаких проблем.

 

Столб также может отнести нас к архаичному прошлому наших предков. Ещё до того, как трупы стали сжигать, людей хоронили на деревьях. Такие деревья были прообразом «мирового дерева», которое не только соединяло мир живых и мир мёртвых, Богов, но и выполняло множество других функций, таких как поддержание небесного свода, функции главной оси мироздания и т.д. Позднее, вместо дерева стал использоваться столб, который, по всей видимости, продолжал роль Мирового Дерева. При помощи Мирового Древа (столба) душа умершего могла подняться вверх в мир мёртвых и спуститься обратно.  Стоит также отметить, что одним из мест, по предположениям древних славян, куда отправлялись души после смерти, являлась Луна. Возможно, они считали, что именно там и находятся Долина Мёртвых. Вообще, планеты, звёзды, космические тела представлялись древним славянам Богами и душами предков. Так Млечный Путь называли не иначе как «Дорожка умерших, идущих на вечное житьё». Столб с прахом мог ещё и означать — нахождение души умершего на небе.

Некоторые из дошедших до нас летописей рассказывают и о других подробностях. Так, к примеру, в летописи, в которой рассказывается, как княгиня Ольга хоронила своего мужа, прямо говорится о том, что в этот  день пили очень много мёда (хмельной напиток), совершали тризны, пели специальные песни, и свершали так называемое «бдение», когда в похоронную ночь не ложилось спать большое количество людей. Хотя, вероятно, это могло зависеть от статуса умершего. Над прахом умершего насыпали курган, величина которого также зависела от статуса покойного. При раскопках погребального кострища Чёрной Могилы, археологи обнаружили большой железный котёл, в котором находились пережженные бараньи и птичьи кости, клочья бараньей шерсти, а поверх этого лежала баранья голова. Возле котла были обнаружены два жертвенных ножа, которые назывались скрамасексы. Раскопки в Гнездове рисуют историкам следующую картину этого процесса: после сожжения трупов, резался баран, кости и конечности которого помещали в котёл. Котёл ставили на огнище, а рядом с ним три урны с человеческими останками.

Из других источников можно узнать о таком обряде, как вынос покойного из дома необычным путём. Чаще всего для этого разбирали часть стены, а потом закладывали обратно. Делалось это для того, что бы душа умершего не смогла найти дорогу домой и не тревожила живых людей. Кладбище считалось не только местом захоронения ушедших людей, но и святилищем. Здесь регулярно  проводили обряды, ритуалы и праздники, которые, так или иначе, относились к культу предков. Урну с прахом ставили не только на столб, но, как говорят находки археологов, в выложенное кольцо из камней. По некоторым предположениям, кольцо из камней — это жертва Перуну, которого люди молили принять душу усопшего в лучший мир. Такие образования из камней сложенных в круг, где в центре покоиться сосуд с прахом, находят во многих курганах и захоронениях древних славян бывших ещё язычниками.

Ибн Фадлан в своей «Записке» рассказывает о таком способе погребения. Сооружалась ладья, на которой устанавливается шатёр (возможно речь идёт о деревянном срубе), в котором  и находится тело покойного, специальным образом обработанное мёдом. Вместе с ним клали различную утварь, украшения, оружие и т.д. Несколько дней люди веселились вокруг этой ладьи, пили хмельные напитки, ели, пели песни. Закалывалось два быка и несколько овец прямо на ладье. Ко всему прочему, стоит сказать, что Ибн Фадлан описывает такую вещь, как выбор жертвы — девушки, которая добровольно соглашается последовать в иной мир вместе с покойным, что являлся человеком очень высокого статуса. Девушка несколько дней веселилась вместе с другими, потом ей перерезали горло и ложили рядом с покойным (возможно, Ибн Фадлан, как и в случае с баней, которую посчитали местом, где люди себя истязают, не всё так понял и принял за кровавый ритуал нечто совсем другое). После это ладью поджигали, а после того как всё прогорело, насыпали сверху большой курган с деревянным столбом на вершине  (видимо всё тот же столб Бдын — аналог Мирового Древа).

 

Однако кремация умерших людей не была единственным способом хоронить покойников. Умерших людей хоронили и в земле. Делали это не в положении спящего человека, а в позе эмбриона. Этот обычай относит нас к верованиям в переселение душ. Человек приходит в этот мир в позе эмбриона в материнском чреве и закапывается в землю после смерти в позе эмбриона, что бы он смог поскорее найти себе новую мать и вновь родится на свет. Что бы тело принимало нужную позу, его искусственно связывали. Таким образом, вера в реинкарнацию полагала, что душа не улетала на небо или в мир Богов, долину духов и т.д., а перерождалась в новом теле, создавая, известный нам по индуистским верованиям, круг перерождений. Такой способ погребения предшествовал эпохе трупосожжения и существовал в бронзовом и железном веках. Одни из последних захоронений в форме эмбриона фиксируются VI в. до нашей эры. Уже вслед за этим,   (некоторые исследователи утверждают, что кремация появилась во II тыс. до нашей эры) пришла форма похорон — кремации и сменилась она следующим способом уже только после христианизации Руси.

На смену эмбриональной форме захоронения (и после эпохи трупосожжения) приходит другая форма. Теперь покойников стали хоронить в вытянутом положении, лицом вверх. Таким образом, создавалось представление, что умерший «спит», а его душа в это время отправилась в другое место. Есть несколько находок парных захоронений, где вместе лежат мужчина и женщина, видимо умерший мужичина и женщина, которая пожелала разделить  смерть со своим мужем или хозяином. Естественно, что мужчин хоронили в зависимости от их положения в обществе — богато или бедно, воинов с оружием; молодых девушек хоронили скромно с небольшим ассортиментом украшений, так же скромно хоронили пожилых и старых женщин, которые ушли на тот свет  в своё время, а вот взрослых женщин, которые были в самом расцвете сил, хоронили с особыми почестями, в богатой одежде, зачастую в подвенечном платье и массой украшений, оберегов, амулетов и различной бытовой и ритуальной утварью. Есть упоминание о том, что в могилу покойному клали верёвочную лестницу, видимо по аналогии с лодкой, при помощи которой душа могла добраться в мир мёртвых. Но это уже более поздний обычай. Если раньше, что бы перейти в загробный мир, душе необходимо было пересечь реку Смородину, то в более поздней интерпретации загробных похождений, душе нужно было забраться на небо при помощи лестницы. Хотя, если судить по архаичному Мировому Древу, верёвочная лестница может быть откликом более древних верований, чем даже ладья.

Но возвратимся к кремации. Кроме того, что прах умерших ставили на столбы, в древней традиции присутствовал и обычай хоронить урну с прахом в земле. Археологи, которые натыкались на такие захоронения, отмечают, что ямы для таких урн чаще всего были овальными и совсем небольшими, размером только для того, что бы в них поместилась собственно сама урна и несколько вещей. Иногда вместе с урнами ложили посуду с едой и питьём — горшки, миски, кружки и т.д., украшения, пряслица, а в некоторых случаях оружие, топоры и другие предметы, что явно говорит о том, что славяне верили — в загробной жизни душе понадобятся все эти вещи и она сможет ими воспользоваться по предназначению. Стоит также отметить, что более богатые вещи находят в могилах, где покоиться само тело, а не прах. По видимому, человек, который не превратился в пепел, а выглядит совсем как спящий, заслуживал особого внимания и почитания у живых людей и представлялся входящим в загробный мир точно таким же, как и при жизни, поэтому ему были необходимы те же вещи, что и при жизни. Тело же, которое превратилось в угли и пепел больше не сохраняло никаких черт некогда живущего человека, а душа представлялась совершенно отдельным существом вряд ли даже похожим на физическое тело, что, соответственно, освобождало её от ряда надобностей, которые были присущи ей при земной жизни.

 

 

 

 

На сколько я знаю, сейчас интерес к славянским традициям очень высок. На базе тех знаний, что мы имеем, строится новое, как модно говорят «нео» язычество.

Спасибо всем тем, кто дочитал до конца!


 


Обсудить у себя 3
Комментарии (17)

я дочитала) это интересно) традиции у многих стали исчезать и остаются только в глубинках) а ведь в этом наше прошлое и наши корни) многие даже не знают свою родню в третьем колене, не то, чтобы обычаи погребения и проводов в другой мир) спасибо вам)))

раньше кстати считалось позором не знать свою родню до 7 колена...

сила в роде, так всегда считали наши предки, в пямяти и уважение)

 

вот вы правы) сейчас родню находят через интернет) помню когда то писала кучу открыток всем на праздники) сейчас говорим в скайпе, кто знает как это) взрослое поколение не понимает нас)

но если уже по теме погребения- я знаю многие традиции разных народов) но сама прям хоть завещание пиши- не отпечать, не плакать и всех не собирать) это так все утомительно и не хочу, чтобы после третьей рюмки пустились в пляс как на свадьбе) типа как шутят- я тебя на свои похороны не позову)

мне нраятся традиции многих стран- помянуть на кладбище пр погребении и все по домам, родне усопшего не до приемов и посиделок)

тема грустная, но как и тема рождения -это наша жизнь и никто это не избежит)

Это все конечно жутко заманчиво, но у меня созрел вопрос)) Кем ты работаешь? ))

у меня возник встречный вопрос, а как ты думаешь, кем я работаю?)) после ответа, я естественно напишу кто я)

Историк? 

Нет я не историк, история моё хобби. Если говорить о корочках у меня их две — юрист и графический дизайнер, еще есть художественная школа по гравюре, гравюрист.

А работаю я в медийной компании, занимаюсь очень разным от программирования до ведения договоров с телеканалами.

Ну в планах получить корочку программиста, но это так мечты-мечты))

Как-то так)

Разносторонная личность

 

мне вообще все интересно))

любовь к истории у нас — это семейное, мама педагог по истории, прадед тоже)

остальные инженеры в основном в области самолетостроения...

Интиллигенция )))

Спасибо за интересную статью! Узнала много нового.

Я очень рада, что было интересно почитать)

Когда-то очень сильно повздорили с мамой как раз на тему телосожжения и развеивания праха над полем. Она прямо в какой-то ужас пришла и перекрестилась.  

я вообще об этом с родственниками не разговариваю, берегу свои нервы и их...

а чтобы гарантировать свое правильное погребение нужно лишь оставить завещание с обеспечением(деньгами) на ту же кремацию...

даже в рамках экологии кремация хороша, собственно как и место урна занимает меньше, чем гроб… да и никто не мешает закопать, кстати так многие делают (место на кладбище бешенных денег стоит), а в родственную могилу можно...

я вообще хочу чтоб мой прах был развеян в горах (правда еще не выбрала в каких именно)

Да вот и я так тоже хочу, чтобы развеяли где-нибудь  

Как-то вот к слову пришлось, заговорили на эту тему, но не думала, что так бурно будет воспринято моё желание. Так-то стараюсь молчать, как говорится, в тряпочку. итак, нехристью называет

Ну культ покойника, тела покойника и тп… что тут взять...

А прах — это же перерождение, как легенда о Фениксе, все ж не случайно)

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутить просмотры
Lamia
Lamia
сейчас на сайте
Родилась: 13 Января
darklamia@list.ru
Читателей: 384 Опыт: 364 Карма: 0
Я в клубах
Неформальный образ Администратор клуба
Теги
10 фактов 123 123 флешмоб 123флешмоб 1 апреля 1 марта 1 сентября 2015 2016 2018 2019 2020 2024 22 сентября 23 23 февраля 30 дней 30 дней арта 3 года 5 день 6 день 6 января 9 мая 9фото apple pencil black and white bullet cstb cstb 2015 floresan folk summer fest folk summer fest 2014 folk summer fest 2015 fsf2015 mp occult procreate satan tubler август авиасалон автобус автошкола ад академия проклятий акварель аквариум актеры активности акунин алиэкспресс алкашка алкоголь аллергия анализ аниме апрель арт архетип архив аудиокнижие бабочки балтийское море баня барабашка барби бассейн бедные родители белая кожа белки белоснежно белый лен бессоница билеты бисер бисероплетение благотворительность бледность блины блог боке болею боровской курган бред бредовое будни будущее буква к букет бургер быково быт важность валентин вднх в дороге вдохновение ведьма ведьмично ведьмы велик велосипед венецианская маска вера вернулась весело веселое весна весна 2016 весна идет вести с полей вечер вечеринка вечная память вещи взрослые видео винный погребок вино виски вкус вкусно вкусняхи владимир владимирская область властелин колец вместе внешность возвращение возраст волшебное волшебный лес волшебство вопрос вопросы воспоминания впечатление вредные привычки время все тут вспоминаем всякая фигня всякоразно выбор выжигание выжигание по дереву выставка выставки выходной выходные выходный галактика гаражное гардероб гармония гарри поттер геймплей гербарий гербарий своими руками гермиона гиацинт гики гиф гифки глажка говорящая доска год годовщина годовщнина голубь валера город городец горы гости готика готовимся готовка готовлю готовые готовые изделия готовые работы гп гриб грибочки грибы гроза грузия грустный стих грусть грязь гумилев двойные стандарты дебилизм девушка дегустация декабрь дела дела огородные дела текущие день день 1 день 10 день 11 день12 день 12 день 13 день 14 день 15 день 16 день 17 день 18 день 19 день 2 день 20 день 21 день 25 день 26 день 27 день 28 день 29 день 3 день 4 день 5 день 6 день 7 день 8 день 9 деньги день матери день победы день рождения день рожденье день святого валентина депрес депресс деревенские истории деревня деревья держимся десятка дети детские фотки детство диета дизайн дизайн ногтей диплом дневник дневники дневниковое дневник снов дни добро доброе утро дожди дождик дождливая погода дождливо дождливое дождливые дождь до и после дом дома дома уютно дорога дороги дорожное доска духов досуг др дракон драконы древние записки древние славяне дреды дриада дриады другие миры другой мир дружба друзья дсв дуб думаю думки думы дура духи душа души егэ еда ежедневник елка елки елочные игрушки естественность еще один день ёлка 2017 жара желания женская дружба женщина женщины животные жизнь жинь жуковский забавно забота о себе завтрак загадочно загар задание задание 1 задание 2 задание 3 задание 4 задания задродство закат закаты зал заметки занятия занятость запахи записи записки запретные темы запреты звезды звёзды зеленое настроение зеленый пост зелень зеркала зима зима 2017 зимняя прогулка злаязая злость злюсь знания значение золотая осень игра престолов игры идеальный цвет лица идея изба-читальня измайловский кремль измалово изменения из рассказов именниный торт интелект интересно интересное интересности интересные речи интернет искусство истории история история семьи источник итог итоги 2018 итоговый коллаж йоль казань как было как выбрать как сделать гербарий своими руками как снимать ночное небо календарь калина калининград каникулы капли карма картинки картиночки карты карьера каток католическое рождество квартира кино класс клип ключ книга книга проходца книги книжки кожа колдовство колечки коллаж коллекция коловрат кольца кольца власти коляда комиксы комоедица компы кондиционер конец конкурс концерт коньки короновирус корсет косметика космос косплей костер кот котики котмиксы котокомиксы котоняшности кот степан коты кофе кошка красиво краски красноухие красноухие черепахи красно-черное красный красота красота природы краш крема кремль крокус экспо круг знания кто я кукла куклопост купаюсь курган курение кусково легенда легенды ледяной дождь лес лесное лесное озеро лето лечусь ликёр лимон лимонад листва листья лицо личное ловец снов лошади лужи луна любимые книги любите этот мир люблю люблю природу любовь люди люди дебилы люпины магазин магия май май 2020 майские праздники макияж макро макс макс 2015 малина мама мандала маникюр манипуляции манипуляция маразм маркеры маршрутка маршрутки маска масленица матрешки медовик меж мирами мезенская роспись мезень мемасики мемы метафорические карты мех мечты мир миры моих снов миры снов мир эльфов мне интересно мнение многобукв мобильные фото мое сердце моё-моё моё сердце мои выходные мои дни мои миры мои сны мои фото мой бред мой город мой день мой край мой сад моменты монодиета море моржую мороз москва моя жизнь моя семья мп мрачные пейзажи мужчина мужчины мужчины и женщины музей попова музыка мурзик муром мусор мы готовим мысли мыслии мысль мятная сказка набережная надо помнить надпись напитки народная роспись народное народный промысел нарц наряд насекомые наследие предков настроение на телефон на фотоаппарат начало наше время наши закаты наши планы наш лес наяда нг небо невеста неделя недосып неестественность незапланированные выходные нейларт нейл арт нейросеть не люблю немного депресса ненависть нет рабам неувереность неформальность ни о чем новогоднее новогодние фото новое новорождествено новости новые книги новый год ногти ночной город ночь ночью ноябрь облака области тьмы обнимашки обновки обо всем обо всём о боге обо мне обработка образ образование обрывки снов обучение общественный транспорт общество обыденное обыденность обычно обычное обычный вечер обычный день о вечном о всяком огоньки огород огурцы одежда один день одиночество о жизни озеро о злости оккультизм октябрь омен о музыке он и она онлайн оракул фей орган осень оставайся дома осуждение ответы отдых отдыхаем отдыхаю отзыв открытки отношения отпуск отражения охуительные истории очень холодно память папоротник парк пасмурно пейзаж пейзажи пеньки первая запись первый класс первый раз первый снег перевод переживание перемен перемены песня песочный человек петух печенье пиво пикник писанина питер питьевая пишу план планирование планшетное планы плету плохой плохой день плюшки повседневное погода подарки подарок подарочки подборка подготовка поездка поездки позитив покупки покупочки полезно полумрак полярный помидорки помидоры помогите понедельник пора в отпуск портрет посади дерево после последний раб день после дождя пост посылки поход походцы похождения похоронные обряды похороны похудеть почта почта россии правда правда жизни правдаложь праздник праздники праздничное практика преподавание приветру привет.ру приветствие привычки приключения прикол приколы пример природа природа фото пробки пробуждение про время про выходные прогулка прогулки продавцы про дружбу про друзей проза проклятье про любовь про меня про мой день про мужчин про питание про подруг про семью просто так профилирование проходцы прошлое прошлые жизни психологическое психология птицы птички пусть будет пусть сбудется путешествие путешествия путшествие путь пятница пятница13 пятница 13 пятницачетверговая пятничное работа рабочее рабство равноденствие радуга разбор развитие раки рассказ рассказы рассуждалки рассуждения растения расчет раша резкий выход река реклама реконструкция религия ремонт ретро рецензия рецепт рецепты решение рис рисовально рисовальное рисовальный флешмоб рисование рисунки рисунок рисую риторический вопрос род рождество роза розовый розы роковые женщины романтика ромашки роспись роспись по дереву россия рукоделие русунок русь ручная работа рыбалка рыбки рыжие сад салют самайн самолеты сатана сборы свадьба свастика свечи свидание свияжск свобода своими руками связьэкспоком святки сегодня сейлор мун сельдерей семимирье семь миров семья семя жизни сентябрь сериал сериалы серость сессия сила твоя силуэты символика символы синее систиматизация сказка сказки сказочно скейч скидки скоро скоро выходные скучно славяне слова слушаю смешно снег снежно снежное снимаю ночное небо снуд сны события совет солнечно солнечные дни солнце солнцезащита солнышко сон сообщество соседи спасаем розы спать список тем по дням спор спорт спутанные мысли средневековый стиль старение старое старость старые игрушки с телефона стеллаж стериотипы стиль стих стихи стихия стихотворение странные вещи стрекоза студенты суббота суздаль сумеречные драконы сумка суп суперлуние счастье счатстье таро татту тбилиси творчество те кто нравятся текущее телефон телефонное телефонные телефонные фото тело тема темная мать теория идентичности тепло теплые деньки техника типичный день тиран толкиен торт торт медовик тоска трава трактовка транспорт тревога тренировки третьяковка три года трудовыебудни туман туфли тыква тюльпаны удача узоры уиджи украшение украшения улыбки умная у озера упражнения урожай урок усадьба быково усталость устаю утренние аффирмации утро учеба учебные дела учёба учителя учу уют уютно фантазии фата февраль феи фентези фествеваль фестиваль фестиваль реконструкции фея философия фильм финиш фиолетовый флеш флешмоб флешмоб123 флешмоб 123 флешмобное флоресан фолк фолк фест фотик фотки фото фотоаппарат фотографии фотографирование фотографирую фотография фото на телефон фотоотчет фотоохота фотопрогулка фоторепортаж фотосессесия фотосет фото-челлендж фотошоп фрики фш фэнтези хаос хваст хвасты хеллоуин хеллувин хобби холод холода холодно холст хорошо хорошо и плохо хотелки хочется быть дурок хочу хрень хроника худею хэндмейд цацки цвет цвета цветение цветочки цветы цитата чай чб чеклист чеклист осенний через 10 лет череп черепашки черно-белое черно-белые чёрно-белое читаем читальное читаю чтение чтобы помнили что меня злит чувства чудовище шалости шарлотка шарф швейная машинка шиповник шкаф школа шмотки шопинг шутки экзамен эльф эльфийское эльфик эльфы эмоции эпиляция этапы этническое это важно это норма это россия юмор юморок я я вернулась я готовлю язычество я люблю январь я пишу ярко ярмарка я скучаю я слушаю я смотрю
все 74 Мои друзья